НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
- широкое и неоднородное материалистическое течение в философии англоязычных стран (Австралия, Великобритания, Канада, США), сформировавшееся в конце 50-х годов XX в. под влияниями психологического и логического бихевиоризма (Дж.Б. Уотсон, Скиннер, Райл и др.), физикализма и неопозитивистской программы единства научного знания. Он также связан с "эволюционным" материализмом, идущим от Ч. Дарвина. По стилю и методам аргументации Н.м. составляет часть аналитической философии. Его развитие стимулировалось достижениями науки - прежде всего физики, физиологии, нейропсихологии, логики, математики, лингвистики, и современных "когнитивных наук", связанных с компьютерными исследованиями. В круг главных представителей Н.м. входят Армстронг, Бунге, Марголис, Дж. Смарт; в разное время к нему были близки Нагель, Патнэм, Рорти, У. Селларс и др.

Основной проблемой этого направления является отношение сознания и материи (mind-body problem). В решении этой проблемы Н.м. ориентируется на естественнонаучные данные, развивая тезис психофизи(ологи)ческого тождества, или единства. Этот тезис предполагает, что явления психики и сознания (животных и человека) в принципе должны либо сводиться к определенному подклассу телесных, т.е. физиологических, явлений, либо объясняться, исходя из физико-химических процессов центральной нервной системы и/или их структур и функций. В этой связи психические явления часто рассматриваются как эпифеномены физико-химических процессов. В этом плане представители Н.м. следуют критике Райлом "мифа Декарта" о "духе в машине" - существовании двух независимых субстанций - протяженной (материальной) и мыслящей (идеальной). Они выступают против идеализма и философского дуализма, отстаивая материалистический монизм. Вместе с тем под влиянием критики и внутренней логики развития Н.м. претерпел определенную эволюцию в направлении от физикалистского редукционизма к более сложным концепциям. В этой эволюции можно выделить последовательность его разновидностей, в которой появление каждой новой концепции характеризуется все большим отступлением от первоначальной редукционистской установки.

Последовательность эта такова: "элиминативный" материализм, или отказ считать психическое чем-то отличным от физического (если только не языковым артефактом) (Армстронг, К.В. Уилкс); "редуктивный" материализм, или физикалистское сведение психических явлений, состояний и процессов к подклассу физических явлений, состояний и процессов (Г. Фейгл); "функциональный" ("кибернетический", "информационный") материализм, или попытки представить психические явления как абстрактные функциональные свойства и состояния живой системы по аналогии с функционированием компьютера (Патнэм, Дж. Фодор, К. Сейр); "эмерджентистский" материализм, допускающий самостоятельность явлений психики и сознания в качестве атрибутов единственной и развивающейся материальной субстанции (Бунге, Марголис, Р.У. Сперри). Последний вид Н.м. также имеет несколько разновидностей. Напр., Бунге считает, что психическое является системным свойством высокоорганизованной материи (нейронных структур мозга), а Марголис полагает, что это несводимый атрибут материи, который в процессе ее эволюции приобретает сначала интенциональные, а затем и интенсиональные (культурные) свойства.

Сравнение указанных разновидностей показывает, что в первом случае психическое фактически игнорируется, во втором - предпринимаются попытки его лингвистического сведения к понятиям физического, в третьем - допускается уже функциональная несводимость психического к физическому, а в случаях "эмерджентистских" разновидностей Н.м. - несводимость свойств и атрибутов, т.е. здесь речь идет о понимании явлений психики и сознания как эволюционных результатов развития единой материальной реальности. В рамках Н.м. был поднят ряд новых проблем, имеющих философское и общенаучное значение: вопрос о создании общенаучного языка, на котором описание явлений сознания было бы свободно от идеализма и философского дуализма; современное объяснение естественноисторического происхождения сознания, соотношение естественного и искусственного интеллекта; сближение методологий социокультурных, естественных и технических наук.

А.И. Панченко

Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980; Естественнонаучный материализм в современной буржуазной философии. М., 1986; Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1986; Армстронг Д.М. Материалистическая теория сознания // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993; М. Bunge. Scientific Materialism. Dordrecht, 1981; P. Churchland. Matter and Consciousness. Cambridge, Mass., 1984.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ" в других словарях:

  • НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ — направление в англоязычной аналитической философии втор. пол. 20 в., пытающееся решить психофизическую проблему на основе интерсубъективного языка. Его фил ос. предтечами являются: необихевиоризм Б. Скиннера, логический бихевиоризм Г. Райла,… …   Философская энциклопедия

  • «НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ» —         материалистич. направление в совр. бурж. философии, сформировавшееся в кон. 50 х гг. в США и Австралии. Осн. представители Г. Фейгл, Дж. Старт, Д. Армстронг, Дж. Корнмен, Т. Нагель, Р. Рорти, П. Фейерабенд, Дж. Шаффер и др. Идейные истоки …   Философская энциклопедия

  • научный материализм —         НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ термин, применяемый в англоязычной философии второй половина 20 в. к позициям, ориентирующимся в решении проблемы сознания и связанных с ней вопросов (ощущение, интенциональность, самость, воображение, свобода воли и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • естестственно-научный материализм —         ЕСТЕСТСТВЕННО НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ основная форма естественно научного мировоззрения, в которое, с одной стороны, «входят общие положения, связанные с научным представлением о Космосе, с другой отрицания, вызванные необходимостью очистить… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • материализм —         МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный) философское мировоззрение, утверждающее первичность материи и вторичность человеческого сознания. Никакого др. сознания, согласно М., не существует. М. признает, в отличие от субъективного… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) 1) в обыденном смысле культ вещей и склонность к низменной чувственности; вера в вещественные причины всех явлений природы, общественных событий и влечений человека; отрицание духовных сил в природе; 2) одна из… …   Современный философский словарь

  • Материализм и эмпириокритицизм Критические заметки об одной реакционной философии —    осн. философский труп Ленина, написанный в 1908 г. и опубликованный в 1909 г. Непосредственным поводом к его написанию послужил сб. ст. Базарова, Богданова, Луначарского и др. Очерки по философии марксизма , а также кн. Юшкевича, Бермана,… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии — осн. философский труд Ленина, написанный в 1908 г. и опубликованный в 1909 г. Непосредственным поводом к его написанию послужил сб. статей Базарова, Богданова, Луначарского и др. Очерки по философии марксизма , а также кн. Юшкевича, Бермана,… …   Русская философия: словарь

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является …   Философская энциклопедия

  • НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ —         одна из трёх составных частей марксизма ленинизма; раскрывает общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистич. революции, построения социализма и коммунизма. Термин «Н. к.» (науч. социализм) употребляют также …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»